Больше цензуры для иранского кино
Британская актриса обвиняет Романа Полански в сексуальных домогательствах
Последнее путешествие шаттла Атлантис.
BP предпринимает еще одну попытку устранить нефтяное пятно.

Еще одна Земля может находиться на расстоянии 300 световых лет

- 23.07.2005
Относительно молодая звезда, находящаяся от нас на расстоянии 300 световых лет, расширяет наши знания о формировании планет земного типа.

Звезда, которой было дано ни о чем не говорящее название BD +20 307, окружена облаком космической пыли. Это самое мощное пылевое облако из всех когда-либо наблюдавшихся в окрестностях звезды солнечного типа, которое продолжает существовать спустя долгое время после ее рождения. Теплая пыль является результатом столкновений твердых небесных тел на расстоянии от BD +20 307, соизмеримом с расстоянием от Земли до Солнца. Результаты исследования были основаны на наблюдениях обсерваторий Джемини и В.М. Кека и опубликованы в британском журнале Nature, вышедшем 21 июля.

Определение количества и состава пыли, которая образуется при формировании планетарных систем, подобных нашей, вокруг других звезд считается очень сложным делом. Недавно с помощью телескопа Спитзерского космического центра проводились наблюдения за звездой HD 69803 и было обнаружено выделение избытка теплоты, как и в случае с BD +20 307, но на значительно более слабом уровне.

Наблюдения, которые велись с помощью телескопов Джемини и Кека за звездой BD +20 307, помогли получить самые точные данные о составе пылевых облаков в окрестностях звезд солнечного типа, образовавшихся в результате столкновений космических тел на расстояниях, соизмеримых с расстояниями от Солнца до Земли. Хотя Although BD +20 307 впервые была обнаружена в 1983 году Инфракрасной Астрономической Обсерваторией (IRAS), эта во всех отношениях замечательная звезда оставалась неизученной до настоящего времени. Данные наблюдений обсерватории Джемини позволили получить спектральный состав пыли и определить размер и температуру образующих облако частиц. Спектроскопические данные, полученные в центрах Джемини и Кека, позволили ученым определить точное расстояние от звезды, на котором произошло столкновение космических тел.

Результаты наблюдений свидетельствуют о том, что на ранней стадии формирования солнечной системы, около 4,5 миллиардов лет назад, подобные столкновения твердых небесных тел были обычным явлением. Кроме того, данное исследование приводит к выводу о том, что планеты и их спутники, которые находятся в солнечной системе совсем не такое редкое явление, как ранее считали астрономы. «Нам очень повезло», заявил Инсеок Сонг, астроном из обсерватории Джемини, руководитель американской части команды исследователей. «Полученные нами данные похожи на то, что мы нашли иголку в стоге сена. Та пыль, которую мы обнаружили, полностью соответствует нашим представлениям о том, что мы ожидали обнаружить при столкновении астероидов с планетами. И то, что подобная пыль обнаружена так близко к звезде, подобной нашему Солнцу, еще больше повышает значение нашей находки. Мне почему-то кажется, что в скором времени астрономы обнаружат еще много звезд, рядом с которыми происходили подобные столкновения».

В течение многих лет астрономы терпеливо изучали сотни тысяч звезд в надежде обнаружить одну с инфракрасным показателем пыли. Этот инфракрасный показатель свидетельствует о том, что свет звезды поглощается пылью, пыль нагревается и излучает тепло. «Количество нагретой пыли в районе BD+20 307 настолько велико, что, наверняка, является результатом столкновения крупных космических объектов планетарного типа. Ученые считают, что в результате именно такого столкновения образовалась Луна.

Вечером с Земли можно наблюдать Зодиакальное свечение, которое является результатом рассеивания солнечного света небольшим количеством космической пыли, оставшейся после формирования солнечной системы. В системах, подобных BD +20 307, плотность пыли в миллион раз больше, чем та, что существует в нашей солнечной системе.

Звезда BD +20 307 немного крупнее нашего Солнца и находится в созвездии Овена. Большой пылевой диск, который окружает звезду, известен с того момента, когда астрономы обнаружили инфракрасное излучение в области BD +20 307 с помощью Инфракрасного Астрономического Спутника в 1983 году. Обсерватории Джемини и Керка установили сильную корелляцию между выделением тепла и размерами и температурой частиц пыли, образовавшихся в результате столкновений двух и более твердых небесных тел в непосредственной близости от звезды.

Поскольку возраст звезды составляет около 300 миллионов лет, любые крупные планеты, которые могут обращаться по орбитам вокруг BD +20 307 уже закончили свое формирование. Однако, динамика движения твердых осколков небесных тел, образовавшихся в ходе процесса формирования, может определяться силами воздействия со стороны планет системы, как, например, это происходит в случае с Юпитером в солнечной системе.

Пыль, могла образоваться в результате столкновений небесных тел по размеру соответствующих самым большим астероидам в солнечной системе. В периметре их длина составляет не более 300 километров. «Где бы не происходили массивные столкновения, при этом твердые породы неизменно обращаются в пыль», заявила одна из участниц исследования Алисия Вейнбергер. Эти столкновения могли произойти более 1000 лет назад. Если бы это случилось раньше, то частицы пыли, размер которых не превышает размера частиц сигаретного пепла, уже притянулись бы к центральной звезде.

Считается, что пылевое облако вокруг BD +20 307 очень похоже, но значительно более плотное, чем то, что образовалось при формировании солнечной системы. «Удивительно то, что количество пыли, собравшейся вокруг этой звезды, приблизительно в миллион раз больше, чем количество пыли вокруг Солнца», заявил член команды исследователей Эрик Беклин. В нашей солнечной системе оставшаяся пыль рассеивает солнечный свет и создает очень тонкое свечение, называемое зодиакальным. В условиях хорошей видимости его можно обнаружить невооруженным глазом за несколько часов после заката или перед восходом.

23 июля 2005