ООН голосует за новые санкции против Ирана
В первый раз зарегистрированы призраки бурь.
В борьбе с конкурентами компания Starbucks будет предлагать бесплатный Wi-Fi
Визит нового премьер-министра Великобритании в Афганистан.

Метеоритные дожди возникают в результате распада комет?

- 17.06.2005
Космический корабль NASA Deep Impact должен столкнуться с кометой 9P/Tempel 1 и создать на ее поверхности кратер с целью установления внутренней структуры кометы. Однако, возможно, что при ударе комета развалится на мелкие фрагменты, создав метеоритное облако. По мнению астрономов это может быть вполне обычным космическим явлением. "Если комета 9P/Tempel 1 распадется во время столкновения со спутником NASA Deep Impact 4 июля, то будет создан метеоритный поток, по тому же самому механизму, по которому рождается большинство метеоритных дождей", заявил в опубликованной в Астрономическом журнале статье астроном из института SETI доктор Питер Дженнискенс.

Дженнискенс открыл фрагмент потерянной кометы D/1819 W1 Бланпэйн, которую в последний раз наблюдали в 1819 году. Она совершила 36 оборотов с тех пор, и была обнаружена 22 ноября 2003 года в качестве малой планеты и названа 2003 WY25. Она прошла от Земли на расстоянии всего 0,025 астрономического года (3,7 миллионов километров) 11 декабря 2003 года. После того, как ее орбита была определена более точно, Дженнискенс определил, что эта планета является остатком кометы Бланпэйн, наблюдавшейся в 1819 году. 2003 WY25 - очень маленький объект, который в диаметре не превышает 400 метров. Он отражает около 4 процентов солнечного света, который на него попадает.

Дженнискенс и его соавтор Еско Лиитинен, астроном-любитель из Финлянции, изучили, как космический дебрис, образовавшийся после распада кометы в 1819 году распределился в зависимости от перемещения планет. Они установили, что распад кометы, произошедший во время или перед ее возвращением в 1819 году, может объяснить впечатляющее явление метеоритных дождей, которое можно было наблюдать в районе созвездия Феникса в 1956 году. В том году, планета Юпитер вызвала отклонение движения всех мелкие космических объектов к Земле.

"В 19 веке идея о том, что метеоритные дожди вызываются распадами комет, стала популярной после того, как астроном Фред Виппл в 1951 году разработал количественное описание метеоритного ускорения с учетом скорости испарения водяных паров", заявил Дженнискенс. "С тех пор, стали считать, что метеоритные дожди вызываются постепенным выбросом метеоритов из тела кометы, при испарении льда кометы, которое начинается при ее приближении к солнцу".

Сейчас считается, что многие метеоритные потоки вызываются полной дезинтеграцией комет. Для этого существует несколько причин, одной из которых может явиться столкновение с большим метеоритом, что будет искусственно воссоздано в ходе полета Deep Impact.

В прошлом году, Дженнискенс обнаружил малую планету 2003 EH1на орбите сильного метеоритного дождя Квадрантид, который можно наблюдать в январе, и доказал, что этот объект является остатком распада кометы, давшего начало метеоритному дождю Квадрантид. Эту комету могли наблюдать в 1490-1491 годах.

Обнаружение в 2003 году другой малой планеты WY25 является вторым примером формирования метеоритного потока при распаде кометы. Другими примерами метеоритных дождей, которые образовались в результате распада комет, согласно Дженнискенсу, являются декабрьские Геминиды с остатками кометы Фаетон 3200, а также июльский метеоритный дождь Ариетиды, который ассоциируется с фрагментами комет Марсианской группы. Сейчас также кажется вполне вероятным, что зрелищные метеоритные шторма Андромеды в 1872 и 1885 годах были вызваны распадом кометы 3D/Biela в 1846 и 1852 годах.

Доктор Дженнискенс является президентом объединения профессиональных астрономов и астрономов-любителей под названием Комиссия 22 (по метеоритам и межпланетным космическим объектам) Международного астрономического Союза.

17 июня 2005