Главная
Темы дня
Спецпроекты
Акцент
Реклама
Архив
Две главные партии Великобритании не имеют преимущества.
Переговоры между Индией и Пакистаном пройдут в июле
Ослепительное будущее солнечной энергии?
Больше цензуры для иранского кино
   Тема дня    

Какая польза от "Нельзя"?

- 29.10.2008
Мама не разрешает, а папа отмалчивается. Если в семье нет единых норм и требований, ребенку трудно понять, как себя вести. Слово "нельзя" малыш учится понимать одним из первых. С точки зрения маленького человека это означает, что ему нельзя делать множество интересных вещей. Эти взрослые без конца что-то запрещают. Конечно, любящей маме не хочется быть вечным ограничителем детской свободы, но большинство запретов - необходимые требования безопасности. Вот и приходится говорить ребенку: "Нет!" Но тогда как же он сможет учиться на собственных ошибках?

Где границы свободы? Часто запутавшиеся современные родители приводят в пример японскую систему воспитания: мол, у них детям все можно. Однако это утверждение не совсем верно. Маленьким японцам действительно не говорят "нельзя!" до пяти лет. После чего ребенок идет в школу, где на него обрушивается масса ограничений и правил, обусловленных японской культурой и менталитетом. И не для всех такой "перепад давления" проходит безболезненно.

Безусловно, запреты нужны. Помимо соображений безопасности, существуют еще и социальные ограничения. Маленькому человеку предстоит жить среди людей, желания и потребности которых противоречивы и не всегда совпадают. И только наличие общепринятых норм поведения делает это сосуществование возможным.

Правило жизни в обществе: "Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого". И с этим правилом желательно знакомиться в семье. Пока ребенок маленький, ему разрешается многое, но с возрастом родители должны научиться ставить ограничения. Если этого не сделать в семье, столкновение с реальностью будет болезненным. Ведь окружающий мир это не только любящие мама и папа. Жизнь порой обходится с нами довольно жестоко.

Только опытным путем. И все же категоричных запретов должно быть немного. Родительские ограничения не должны противоречить основным потребностям ребенка. Повышенная активность, стремление ребенка все попробовать, во всем разобраться - это не что иное, как здоровый познавательный интерес, необходимая составляющая развития и получения новых знаний и представлений о себе и о мире. Нельзя научиться ходить, не падая, и отрицательный опыт - тоже опыт. Ребенку, которого чересчур заботливая мать не отпускает от себя ни на шаг, живется скучно, он не может сам себя занять, он лишен радости открытий. Вы ведь не хотите, чтобы у вас вырос такой тихоня? Но как установить нормы и правила, не вызывая при этом бунта у свободолюбивого чада?

Правила движения. Первое "нельзя" должно исходить от всех членов семьи без исключения. Если же мама говорит "Нет!", а папа - по настроению, а бабушка: "Можно, но пока я не вижу", - это неправильный запрет. В подобной ситуации ребенок быстро осваивает приемы манипуляции и "вертит" взрослыми, как хочет. А потом родители удивляются, где их чадо научилось так мастерски хитрить.

Второе. Если есть возможность, всегда предлагай малышу альтернативу. Например: "Да, рвать книжку нельзя, но вот тебе старая газета, ее рвать можно". Или: "Бегать по коридору детской поликлиники нельзя, а вот когда мы выйдем на улицу, там будет можно". В этом случае запрет не кажется чересчур обидным и категоричным для маленького исследователя.

Третье. Если слово "нельзя!" произносится взрослыми слишком часто, смысл его для ребенка утрачивается. Поэтому желательно использовать синонимы. Словом "опасно!" предупреждай малыша о вещах, которые способны навредить его здоровью и самочувствию. Познакомь ребенка с опасностью "в малых дозах". Например, можно дать ему потрогать иголку, сопровождая это словами: "Острая! Опасно! Можно уколоться!" Произносите эту фразу с тревожной интонацией. В ситуациях, не связанных с безопасностью, вместо "нельзя!" лучше сказать "не надо!". Например: "Не надо рисовать на обоях, дергать кошку за хвост, не надо размазывать пюре по столу и так далее". Проявите фантазию, следите за своим лексиконом - для малыша это очень важно.

Четвертое. Объясняйте ребенку причину запрета. Говорите приблизительно так: "Перебегать дорогу без светофора нельзя, потому что ты можешь попасть под машину, а это очень больно и страшно". Мы ведь не считаем наших детей глупыми, а значит, причину большинства запретов они способны понять, надо лишь не полениться объяснить ее. Однако не запугивайте ребенка, не стоит слишком утрировать последствия его неправильных действий.

Пятое Будьте последовательны, не поддавайтесь на детские провокации. Если что-то запрещено, то это решение окончательное и бесповоротное. И желаемое нельзя получить, прибегая к помощи истерики, нытья или уговоров. Если ребенок поймет, что может вами манипулировать, то потом вам будет трудно проявлять твердость.

Шестое. Говоря о запретах, напоминайте ребенку его прошлый опыт, а также примеры из сказок или жизни знакомых. "Помнишь, ты переел конфет и у тебя болел живот, не будем повторять?" Или: "Иванушке в сказке говорили: "Не пей из лужи - козленочком станешь!" Давай ты не будешь есть снег, мы же не хотим, чтобы ты превратился в кого-нибудь!"

Седьмое. И, наконец, не забывайте, с кого дети берут пример и у кого учатся правилам поведения. Нельзя запрещать ребенку что-то, а самому не выполнять собственных запретов. Если мама бежит через улицу на красный свет, глупо думать, что сын в ее отсутствие спустится в подземный переход.

Хочешь научить ребенка самоконтролю - начни с себя. Ведь поговорку про яблоню и яблочки пока что никто не отменял.
29 октября 2008


Версия для печати
 
       Актуальные статьи:

 
5.08.2010  Иран опровергает сообщения о гранате, брошенной в конвой Ахмадинеджада
 
25.07.2010  Новые угрозы КНДР против военных учений
 
8.07.2010  Россия, США и Великобритания готовы к обмену шпионами?!
 
6.07.2010  Премьер-министр Южной Кореи уходит в отставку
 
25.06.2010  Нападение на здание полиции в Йемене. 18 убитых.
 
20.06.2010  Две «Польши» борются за власть.
 
10.06.2010  ООН голосует за новые санкции против Ирана
 
31.05.2010  Президент Германии подал в отставку из-за критики, связанной с его высказываниями об Афганистане
 
30.05.2010  КНДР осуждает обвинения Южной Кореи
 
25.05.2010  Самый молодой покоритель Эвереста.
 
>> все темы дня <<

   Новости: Политика    
 
•  Чавес угрожает прекратить поставки нефти в США
 
•  Китай и США продолжат курс на сближение.
 
•  Визит нового премьер-министра Великобритании в Афганистан.
 
•  Переговоры между Индией и Пакистаном пройдут в июле
 
•  Путин начал пиар-кампанию для возвращения на пост президента России.
 

   Новости: Экономика    
 
•  Греция просит о помощи.
 
•  Китай продолжит свою экономическую политику в 2010 году
 
•  Медведев даёт указания Газпрому не принимать изменения в договорах с Украиной.
 
•  К конце 2009 года инфляция не превысит 12%
 
•  Возможностей инвестирования пенсионных накоплений теперь больше
 

   Новости: Регионы    
 
•  Якутия - перспективный регион.
 
•  В Забайкалье запущен крупннейший золотодобывающий рудник.
 
•  Открылась первая в стране игровая зона
 
•  Ямал ждет студентов.
 
•  Киров переименовывают.
 

   Новости: За рубежом    
 
•  Компания Google пытается найти новый подход в Китае
 
•  Иран направляет в Газу суда с гуманитарной помощью
 
•  16 человек погибло в результате штурма израильскими войсками флотилии мира, перевозившей гуманитарную помощь в сектор Газы.
 
•  В понедельник Куба начнет передачу политических заключенных в их родные провинции.
 
•  Британская актриса обвиняет Романа Полански в сексуальных домогательствах
 

 © 2004-2008 Kommentator.ru Все права защищены. E-mail: info@kommentator.ru
 "Комментатор", Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-20354